Роль омелы в экосистеме леса

Когда осенью с деревьев опадают листья, иногда на ветках остаются зеленые шарообразные «кусты» — это омела, растение-паразит. В противоположность другим цветочным растениям наших территорий, омела является вечнозеленым растением, большая часть которой скрыта в толще ветвей и стволов дерева-хозяина. Она живьем «поедает» дерево, приближая его гибель. Однако, если отбросить только отношения паразит-хозяин, то какова роль омелы в экосистемах?

Этим вопросом задались австралийские ученые и в ходе полевого эксперимента получили неожиданные результаты, придя к выводу о том, что омела в сухих эвкалиптовых тропических лесах Австралии, является одним из краеугольных камней для существования биотического разнообразия.

Конечно, авторы исследования еще задолго до этого заметили положительные взаимосвязи между омелой и уровнем биоразнообразия в лесах — они заметили, что у некоторых видов птиц существуют гнездовые преференции относительно омелы, а у вторых — седалища, третьи — потребляют листья, плоды или нектар. Одним словом, все указывает на то, что омела является интерактивной (с латыни — такой, которая взаимодействует с другими) группой видов, образующей мощную сеть взаимосвязей как со своими хозяевами, так и с опылителями, распространителями семян и многими растительноядных видами. Ученые обнаружили, что присутствие и обилие омелы в кроне дерева тесно связано с ростом эффективности круговорота веществ в экосистеме благодаря опаду мертвой омелы; рост многообразия микоризных грибов на корнях зараженных омелой деревьев усложняет структуру крон деревьев, создавая дополнительные экологические ниши; влияет на сукцессионные процессы — восстановление экосистемы. Интересно, что такой тип связей в экологической науке называется консорциумом и определяется в качестве элементарной структурной единицы экосистемы, однако, авторы исследования не используют это.

Однако, доказать прямым экспериментом роль омелы или любого другого организма в экосистеме является сверхсложной задачей, поскольку в естественных условиях существует, почти бесконечное количество непредсказуемых факторов, которые могут повлиять на его ход. Поэтому такие «естественные» эксперименты проводят с многократным повторением на значительных территориях и одновременно. Этим путем пошли и австралийские экологи, когда осуществляли свой эксперимент, продолжительностью в шесть лет — они выбрали 17 участков сухого эвкалиптового тропического леса площадью от 5-ти до 25-ти гектаров , где полностью были изъяты омелы с крон деревьев. Для контроля, на 11-ти других участках омелу оставили, а кроме того, выбрали 12 участков леса, где омелы не было по естественным причинам.

Результат эксперимента был неожиданным: если при его подготовке ученые предполагали, что целевой уязвимой группой животных будут птицы, связанные с омелой трофические (поедают), топической (находятся) и фабрично (гнездятся или используют для постройки гнезд), то наибольшие потери понесло многообразие насекомоядных птиц! В общем, изъятие омелы из экосистемы привело к снижению разнообразия птиц на треть (34,8%), из которых четверть (25,6%) — это исключительно лесные виды.

Влияние омелы на насекомоядных птиц связано в первую очередь с опадом листьев этих паразитических растений. Чтобы не ввести в заблуждение читателей относительно наших европейских видов омелы, напомню, что исследования, о которых идет речь, велись в австралийских эвкалиптовых лесах, где растут вполне отличные виды. Наиболее распространенным является Амиема Миквела, Иногда встречаются также Амиема повисла, Амиема странноватого и Мюлерина эвкалиптоподобная. К примеру, каждое растение Амиемы Миквела ежегодно дает в среднем по 544 грамма слоеного опада. В то же время, подстилка эвкалиптового леса является относительно бедной, поэтому вклад омелы в ее обогащения достаточно весомый, чтобы влиять на формирование сапрофитных пищевых цепей и сетей. Именно по этой причине, изъятие омелы и повлияло на богатство фауны насекомоядных птиц, поскольку численность популяций насекомых, потеряв пищевой ресурс, сократилась до полного вымирания в локальных масштабах. Отсутствие пищи заставило мигрировать и насекомоядных птиц на территории, где эта пища есть. Так, ученым удалось установить, что на контрольных опытных участках разнообразие птиц возросло на 4,7%, и как они предполагают, за счет только миграции.

Это исследование имеет и другую, не менее важную составляющую — философскую, которая нам четко и понятно показывает, что в природе не существует категорий «добро» и «зло», или «красный» и «вредный», — в природе все уравновешено и взаимосвязано. Омела — «вредитель», с точки зрения человека, на самом деле выполняет важную экосистемную функцию, находится именно на своем месте.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Iqelectro.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: