Назначение кондиционирования воздуха в пассажирских вагонах – обеспечение в воздухе оптимальной температуры, влажности, уровня запыленности, количества кислорода.
Оптимальные санитарно-гигиенические условия
Согласно стандартам, в пассажирском вагоне необходимо поддерживать следующие показатели воздуха:
- температура 22 градуса Цельсия,
- относительная влажность 40 – 60%,
- приток воздуха на 1 пассажира в теплое время года 25 кубометров в час, в холодное время года 20 кубометров в час,
- содержание пылевых частиц не более 1 грамма на кубометр воздуха,
- содержание углекислого газа 0,1%.
Все параметры должны контролироваться автоматически. На РЖД кондиционирование воздуха в вагонах осуществляется круглый год, но системы не влияют на влажность воздуха. Поэтому такое кондиционирование воздуха в пассажирских вагонах считается неполным.
Оборудование для кондиционирования вагонов
Кондиционеры для вагонов специально рассчитаны на работу в жаре и под яркими палящими лучами солнца. Оборудование одноканальное с рециркуляцией, паракомпрессионного типа, работает на хладоне-12 в качестве хладагента.
Компрессоры в кондиционерах для вагонов могут быть бессальниковыми или сальниковыми. Первый вид устанавливается при наличии встроенного двигателя переменного тока. Второй подходит для компрессоров, рассчитанных на постоянный ток.
На установку кондиционирования воздуха пассажирских вагонов электричество подается централизованно или автономно от генератора, расположенного в вагоне. Запускается генератор при движении колес.
Схема работы кондиционера в пассажирском вагоне
Вентилятор втягивает воздух из помещений, смешивает с наружным в пропорции 1:3, пропускает через систему фильтрации. После чего воздух охлаждается, проходя сквозь испаритель. Испаритель установки кондиционирования воздуха пассажирских вагонов представляет собой змеевик из ребристой трубки, испаряющей хладагент. После испарителя воздух подается в вагон через приточные отверстия.
В холодное время года обогрев воздуха осуществляется калорифером, находящимся в воздуховоде.
Кондиционирование воздуха в вагонах зарубежного производства осуществляется с помощью одноканальных агрегатов с байпасированием и рециркуляцией. В таком приборе существует байпасный воздуховод с задвижкой, управляемой автоматикой. Задвижка не дает рециркуляционному воздуху попасть непосредственно на вентилятор, в обход системы охлаждения или обогрева.