Быстровозводимые гаражи на основе деревянного каркаса отличаются надежностью и практичностью. Автомобильный бокс такого типа можно возвести самостоятельно, при этом потратить меньше времени и средств для закупки материалов. Каркасный гараж из дерева теплый, не боится промерзания. Бруски для стоек и поперечин можно заказать готовыми на деревообрабатывающем предприятии.
Плюсы и минусы каркасного гаража
Каркасный гараж обойдется дешевле блочного или кирпичного
Остов включает вертикальные стойки, промежуточные ригели, соединительные нагели и раскосы. После сборки все детали работают на сжатие, что продлевает срок эксплуатации, т. к. элементы не испытывают изгибающих усилий, равномерно распределяют нагрузку на основание.
Положительные моменты деревянного каркаса:
- небольшой вес стен позволит обойтись без мощного фундамента, можно сделать столбы, мало заглубленную ленту или винтовые сваи,
- для зашивки применяют различные материалы — древесина отлично сочетается с металлом, панельным заполнением, пластиком, сайдингом.
Минусом считают повышенную опасность возгорания и зависимость от влаги. Для устранения недостатков применяют предварительную пропитку защитными средствами.
Как правильно выбрать место для гаража
Гараж должен строиться по нормам расположения объектов на участке
Перед тем как возвести гараж из досок своими руками, изучают правила планировки участка, строительные, противопожарные нормы, градостроительные, санитарные требования. Ворота бокса располагают так, чтобы стоящее перед ними авто не мешало движению пешеходов.
Планируют гаражную постройку, чтобы сохранить рекомендуемые параметры:
- от стен гаража до соседских окон должно быть расстояние не меньше 6 м,
- до ограды участка и сарая от бокса — не меньше одного метра,
- до стен жилища — не меньше трех метров, до двухэтажного — пяти метров.
Если гараж строят на меже с соседом, требуется письменное соглашение на такое размещение. Другой собственник может потребовать сноса, если его такое положение не устроит.
Подходящие материалы
Каркасный гараж впоследствии обшивают профнастилом или сэндвич панелями
Каркас из бруса для гаража не будет промерзать, по сравнению с металлокаркасом, т. к. материал обладает низкой теплопроводностью. Промежутки между стойками зашивают материалом с соответствующими качествами или дополнительно применяют утепляющую прослойку.
Для заполнения используют варианты:
- доски, щитовые плиты,
- металлопрофиль (профнастил) с утеплителем,
- листы ДСП, ОСБ, ламинированной фанеры,
- сэндвич-панели.
В стенах помещают гидроизоляционную мембрану, чтобы отвести капли конденсата. Пароизоляцию монтируют для устранения поступления внутреннего пара.
Составление проекта и сметы расходов
Трудно построить деревянный гараж своими руками, если не спроектировать конструкцию на бумаге с указанием всех размерных линий. Можно взять типовой проект, и подогнать его под существующие условия.
В смете просчитывают позиции:
- расчет и стоимость материала,
- затраты на транспортировку,
- цены аренды или приобретения оборудования,
- оплата услуг специалистов (электриков, проектантов, геодезистов).
Материалы подсчитывают согласно этапам строительства. Включают также расчистку участка, подведение коммуникаций. Составляют расходы на устройство ямы, перегородок для мастерской, покупку оконных, дверных и воротных заполнений.
Инструменты и строительные материалы
Инструменты для работы с древесиной, вдобавок понадобится шуруповерт
Для резки пиломатериалов используют дисковую циркулярную пилу, можно применять бензопилу.
Инструменты для работы:
- шуруповерт с аккумулятором, болгарка со шлифовальным кругом, дрель,
- бетономешалка с бочкой не меньше 140 л, лопаты,
- молоток, плоскогубцы, топор,
- измерительный и проверочный инструмент.
Материалы рассчитывают в зависимости от габаритов гаража. Готовят материалы фундамента – бетон или сваи. Для каркаса, перекрытия, стропил берут брусья 120 х 120, 150 х 150, 50 х 150 мм, доски 50 х 100 мм. Чаще для зашивки готовят плиты ОСБ (9 мм). На обрешетку крыши ставят доски 50 х 120 мм, а покрытие делают профлистом, металлочерепицей, ондулином. Для утепления используют плиты пенопласта, пенополистирола.
Разработка проекта
Чертеж необходим, чтобы получить разрешение на строительство
Чертежи нужны, чтобы каркас гаража был выполнен точно по размерам, при этом все узлы сходились без зазоров и перекосов.
В проект включают чертежи:
- планы фундамента, размещения стоек, установки балок перекрытия, расположения стропил,
- боковые разрезы показывают высоту фундамента, опор, уровень расположения горизонтальных и диагональных связей, отметку конька и свесов кровли.
На чертежах видно, на каком расстоянии от земли сделать оконные проемы, как разместить перемычки для ворот и дверей. По проекту рассчитывают расход материалов, т. к. четко показаны все конструктивные элементы, промежутки между ними, проставлены оси строения. На генплане обозначают привязку к соседним строениям, забору.
Основные этапы работ
Малозаглубленный ленточный фундамент для гаража
На участке размечают периметр гаража и расчищают территорию строительства. Снимают природный растительный слой, делают разметку траншеи для фундамента.
Построение по технологии включает этапы:
- рытье траншеи,
- бетонирование фундамента с армированием,
- установка каркасной конструкции стен,
- обустройство крыши и покрытие кровли,
- утепление стен, пола,
- отделочные работы, отмостка.
Для земельных работ используют экскаватор, но можно сделать траншею вручную с помощью штыковых лопат. Бетон готовят на стройплощадке или заказывают готовую смесь с ближайшего бетонного узла. Площадку для основания размечают на метр больше с каждой стороны, чтобы выполнить отмостку.
Фундамент под каркасную конструкцию
Столбчатый фундамент для каркасного гаража
Траншею роют на глубину 0,7 м, ширина ленты по норме составляет 30 – 40 см, чтобы выступала за стены из бруса (15 см). На дно кладут слой геотекстиля с перехлестом на стыках 15 см. Края пленки впоследствии закрывают на щебеночно-песчаной подушке.
Внизу насыпают 5 см песка, проливают водой, утрамбовывают. Также поступают со слоем щебня, но его толщина составляет 10 – 12 см. Делают дренажные отверстия в углах. Опалубку выставляют из досок, плит ОСБ, соединяют щиты рейками, ставят подпорки из бруса с внешней стороны.
Внутри прокладывают слой рубероида с заводкой на стены. Делают ленточное или каркасное армирование (зависит от проекта). Бетон заливают в опалубку, регулярно вибрируют, чтобы выгнать воздушные пузыри.
Строительство каркаса и стен
Одинаковые детали по размеру нарезают заранее, чтобы сэкономить время при возведении.
Монтаж проводят в несколько этапов:
- устройство нижнего обвязочного пояса,
- установка вертикальных конструкций стен,
- формирование верхнего обвязочного пояса.
Нижний пояс кладут на изоляцию фундамента. Ставят деревянный брусок 120 х 120 или доску 50 х 150 на торец в два ряда. Стойки монтируют каждую отдельно или собирают укрупненные узлы на земле, затем выставляют в монтажное положение. Первоначально ставят угловые элементы, затем по нитке собирают другие детали. Для прочности ставят раскосы по диагонали и горизонтальные связи.
Обустройство крыши постройки
Наклонная крыша под обшивку из металлопрофиля
Планируют односкатную кровлю или делают две наклонные плоскости. Для первого варианта предусматривают с одной стороны более высокие стойки, на которые кладут прогоны, играющие роль стропил. При двухскатной крыше вертикальные опоры делают одной высоты, но изготавливают фермы. Их укладывают на балки перекрытия, крепящиеся к верхнему обвязочному поясу.
Иногда устраивают плоскую крышу, но такая конструкция также имеет небольшой наклон (10 – 15°). Перед монтажом стропила или детали ферм обрабатывают антисептиком. Соединяют стропильные элементы между собой скобами, болтами, металлическими уголками.
Шаг стропил выбирают по проекту в зависимости от тяжести кровельного материала, наклона скатов, нагрузки ветра и снега.
Соединения стен между собой и к фундаменту
На углах пиломатериалы соединяют разными способами. Для крепления брусков применяют метод в полдерева. Доски кладут в два слоя для получения требуемой толщины обвязки, для них также используют этот метод, но соединение в полдерева формируют угловой перевязкой.
Нижний пояс закрепляют при помощи ранее забетонированных в основание шпилек или применяют анкеры. Если планируют сделать деревянный пол в гараже, на этапе формирования нижнего пояса закладывают лаги для последующего крепления досок.
Лаги служат дополнительными элементами жесткости нижней части каркаса. Верхний пояс крепят к стойкам с помощью металлических скоб, болтов М8 и гаек с шайбами. Используют шпильки с резьбой и гайками для присоединения диагональных элементов.
Монтаж кровельного покрытия
Шаг обрешетки под установку покрытия крыши выбирают в зависимости от типа материала. Играет роль жесткость слоя, чтобы он не прогнулся под весом снега. Для профнастила расстояние между рейками обрешетки зависит от высоты волны на поверхности материала.
Для металлочерепицы и ондулина лучше сделать сплошное основания из панелей ОСБ, т. к. листы обоих материалов не имеют достаточной прочности на изгиб.
Если утепление делают минеральной ватой, строят контробрешетку, чтобы обеспечить вентилируемый зазор для проветривания изоляции.
Утепление и облицовка гаража
Облицовка каркаса сайдингом по утеплителю
Утепление стен ставят, если делают гараж из ОСБ панелей. Плиты располагают с внутренней стороны, снаружи монтируют облицовочный материал, а между слоями устанавливают утеплитель. Используют чаще пенопласт, экструдированный пенополистирол, пенополиуретан — эти изоляторы не впитывают влагу, не снижают качество со временем. Для монтажа плит ОСБ не нужна обрешетка, т. к. панели крепят к элементам каркаса.
Снаружи делают обрешетку, если ставят пластик, профлист, сайдинт. Ставят противоветровую пленку, чтобы исключить задувание и сквозняки. Полы утепляют пенопластом, листы закладывают при изготовлении цементно-песчаной стяжки или бетонировании.
Отделочные работы
Внутри стены отделывают деревом, штукатурят по сетке, делают облицовку кафелем, керамикой. Типы покрытий различаются в зависимости от того, будет гараж отапливаться или нет. Отделку стен комбинируют, например, внизу ставят моющийся и прочный материал, а верх отделывают пластиком, сайдингом, вагонкой. На высоте до 1,2 м стены подвергаются действию бензиновых капель, масла.
Потолок подшивают листами ДСП, на которые крепят пенопластовую плитку или пластиковые ламели, просто красят латексными составами. При отделке потолка учитывают расположение направляющих полозьев для передвижения подъемных ворот. Пол чаще просто бетонируют, отделывают тротуарной плиткой или кладут керамогранит.