Распашные конструкции ворот являются надежными и экономными, а снабжение приводом увеличивает их функциональность. Проезд открывается без выхода из автомобиля, никаких усилий прилагать не нужно. Владельцы участков, гаражей собирают и устанавливают распашные ворота с электроприводом своими руками, т. к. схема простая, а изготовление не требует особого мастерства.
Особенности и виды распашных ворот
Распашные ворота с заполнением
Проезд изготавливают только для машины или совмещают в одной конструкции с проходом для людей. Второй вариант является распространенным и популярным, т. к. строительство отдельной калитки связано с дополнительными затратами. Потребуется материал на стойки, бетонирование, чего не нужно, если проход будет выполнен в полотне ворот.
Распашные створки делают из различных материалов, в основном берут стальной каркас с различным заполнением, утеплением. Теоретически можно сделать и конструкцию из дерева, но на практике самооткрывающиеся ворота из досок не делают. Стильный вариант предполагает кованые полотна, которые весят много, требуют монтажа усиленного электропривода.
Металлические рамы, каркасы сваривают, иногда применяют болтовое и гаечное соединение. К стенам, столбам конструкцию фиксируют анкерами. Крепежные узлы состоят из металлической пластины с отверстиями под метизы.
Распашные ворота из металлопрофиля
Ворота имеют конструктивные части:
- столбы,
- воротная коробка,
- навесы,
- рамы полотен или одной створки,
- заполнение каркаса,
- автоматика,
- запирающие элементы.
Если ворота ставят вместе с опорными столбами, в их толще заделывают закладные детали. Материалом служит уголок, пластины, толстая проволока. Впоследствии их приваривают к центральной металлической части внутри столба (трубе, швеллеру) и выводят наружу для фиксации к каркасу ворот.
Необходимые материалы и инструменты
Стандартные ворота изготавливают из профилированной трубы 60 х 30 мм и 30 х 20 мм или уголка №50, 60, 75. Иногда применяют швеллер № 40, 50. Цветной профнастил берут по площади створок так, чтобы меньше было соединений. Рассчитывают дополнительные укосы на полотнах, чтобы обеспечить жесткость. Для сварки берут электроды № 3, 4.
Инструменты для сборки распашных автоматических ворот своими руками:
- сварка,
- растворомешалка,
- кельма, лопата, вера, носилки, лом,
- рулетка 10 м, плотничный угольник, уровень, отвес, керн по железу,
- шуруповерт, дрель,
- молоток, гаечные ключи, плоскогубцы.
Для окраски понадобятся кисти и валик, можно применить краскопульт. Краску размешивают в специальной кювете. Используют масляные, акриловые, латексные и эмалевые составы, лак.
Автоматика для распашных ворот
Деревянные распашные ворота с автоматикой
В продаже есть автоматика линейного вида, которая является самой распространенной, работает посредством изменения размеров штока. Помимо этого, есть подземная и рычажная разновидности.
Рычажное устройство представляет удлиненную рукоять, прикрепленную к двигателю-редуктору внизу конструкции. Рычаг нужен для передачи движения воротной створке. Его без проблем сочетают с железными, кирпичными и бетонными опорами.
Подземный механизм ставят, если нужен большой раствор открывания. Это тянет удорожание конструкции ворот, но створки можно обеспечить открывание на 180°. Скрытый в почве привод незаметен, т. к. монтируется ниже поверхности земли.
Выбор материала распашных ворот
Ворота из сэндвич панелей
Полотна собирают на каркасе, который зашивают различными материалами.
Для заполнения применяют:
- сэндвич-панели с утеплением,
- профлист крашеный, оцинкованный, с рисунком под дерево, кирпич, камень,
- поликарбонат прозрачный и с оттенком, сотовый или сплошной,
- дерево, панели ОСБ с восковой пропиткой и другие материалы.
Прозрачные и решетчатые заполнения выбирают, если нет задачи скрыть внутреннее пространство участка, глухие, наоборот, не допустят просмотров. Материал воротного каркаса и рамы створок подбирают по варианту окружающего забора или стены гаража.
Как работает автоматизация
Привод рычажного типа снабжен двумя коленами. Поворот начинается с работой первого элемента, а когда вылет первой рукоятки заканчивается, начинает движение второй рычаг. Питание подводят с помощью полых труб, в которых протянуты электрические провода, координирует действие управляющий узел. Блок крепят на стойке на усиленных закладных деталях.
На время отсутствия хозяев ставят запоры внутри или снаружи, которые закрывают при сохранении автоматики в нерабочем виде, открывают по возвращении. Внизу под створками монтируют стопоры, которые являются конечными упорами. Автоматика останавливает усилие поворота после упирания в них полотна, т. к. поступает сигнал, что ворота закрыты.
Принцип работы линейного привода (актуатора)
Линейный привод для ворот
Линейный тип бывает на основе механики и на базе гидравлики. Его устанавливают на железные столбы или колонны маленького сечения. Неподвижный кронштейн фиксируют к стойке, а движущаяся часть располагается на створке. Две пары фотоэлементов контролируют присутствие в проеме предмета или человека, блокируют закрывание на дистанционной основе.
Распространенный линейный двигатель работает по принципу затягивающегося и выдающегося вперед штока. Слайдер передвигается по полозьям с помощью винтовой передачи. Крепежный элемент вращается, но сообщает штоку линейное направление.
Линейные приводы различают по длине хода, различаются размерами элемента поступательного движения и корпуса. Другими характеристиками являются усилие передачи и скорость работы.
Этапы самостоятельного изготовления ворот с автоматикой
Перед монтажом разбивают на местности ось линии ворот и места вкапывания опор. Снимают плодородный пласт земли. Шнуры натягивают на колья так, чтобы получился четырехугольник в месте установки столбов с полотнами ворот. Контролируют длину диагоналей, координируют до полного выравнивания.
Вторым этапом подготовки является копание траншеи для кабеля, глубина ямы по нормам не должна быть меньше 0,9 м. Кабель прячут в трубу из ПВХ поперечным сечением 25 х 30 мм. Если первоначально решено ставить ворота без автоматики, такую гильзу в земле закладывают все равно, чтобы впоследствии не ломать покрытие проезда при установке автоматики для распашных ворот своими руками.
Установка опор
Ямы под опоры роют садовым буром, если ставят стальные трубы. Размер ямы должен быть на несколько сантиметров больше сечения столба, если монтируют только металл. При обкладывании железной стойки кирпичом делают полноценный железобетонный фундамент под кирпичную конструкцию.
Глубину заложения принимают с учетом стояния почвенной влаги и отметки промерзания земли. Принимают в расчет тип грунта, т. к. влажные глиняные относятся к категории пучинистых и могут выталкивать опоры в случае замерзания. На дне делают песчано-щебеночную подсыпку, бетонируют столбы только в теплое время без отрицательных температур.
Сварка створок
Сварка каркаса для створок
Коробку варят из стального проката, массивность конструкции задают с учетом веса створок, заполнения, декоративной ковки и парусности при действии ветра. Перед сборкой уместно выполнить детальный чертеж.
Применяют строение коробки:
- п-образные используют там, где нет возможности соединить боковые детали нижним прогоном,
- замкнутые по периметру каркасы.
Первый вариант открывающихся ворот уступает по жесткости прямоугольной модели. Есть случай, когда проезд невозможно ограничивать снизу и сверху, тогда жесткость коробочного каркаса полностью определяется несущей способностью боковых элементов.
Раму створки усиливают диагоналями и угловыми подпорками. Их приваривают, чтобы увеличить устойчивость полотна и в качестве основы под установку заполнения.
Сооружение привода
Можно сделать самодельный привод для распашных, откатных или подъемных секционных конструкций. Для этого понадобится мотор, преобразователь оборотов (редуктор) и механизм управления. Тягу можно передавать цепью и звездочкой или прижимным колесиком.
При трехфазном напряжении выбирают мотор со звездочной электрической обмоткой, чтобы максимально задействовать мощность двигателя. Если в сети две фазы, то используют однофазный агрегат. Но при этом пуск движения будет затруднен из-за нехватки мощности.
Преобразователь привода для распашных ворот выбирают с учетом выходного момента оборотов (80 – 100 об/мин.), при этом скорость вращения двигателя должна соответствовать входным моментам редуктора.
Монтаж и настройка привода
Настройка актуатора
Рычажные механизмы устанавливают для нетяжелых полотен, но есть и более мощные и дорогие модели. Линейные потянут большие нагрузки, но по надежности оба устройства одинаковы, поэтому выбирают тип для конкретного случая. Элементы механизма располагают недалеко от плоскости ворот, изолируют от влаги.
Пульт управления открыванием и закрыванием ставят как отдельное устройство в помещении или на уличной опоре. Монтаж приводных деталей и запчастей выполняют по инструкции, которая сопровождает продажный комплект автоматического устройства.
Перед настройкой разблокируют автоматику ключом, чтобы дать возможность ручной координации. Проверяют плавность передвижения полотна, чтобы не было толчков. Если есть затруднения, контролируют правильность монтажа, а также соблюдение монтажного промежутка, который рекомендует изготовитель.
Как избежать распространенных ошибок
Расчет мощности автоматики по весу конструкции
Работы выполняют последовательно, чтобы не исправлять неточности монтажа. Основная ошибка в том, что недостаточно проверена конструкция ворот, неправильно выбраны сечения каркасных элементов. Наблюдается перекос рамы створок из-за недостаточного объема усилительных элементов. Некачественное вкапывание опор ведет к проседанию.
Для штока оставляют 1 см по ходу, чтобы он не упирался, что приведет к быстрому износу. При настройке устанавливают большое усилие для увеличения скорости открывания. Это не всегда хорошо, т. к. система воспринимает излишнюю нагрузку.
Правила эксплуатации
Если открывают полотно ворот, калитка должна быть в закрытом положении, а в проеме должны отсутствовать любые препятствия. Любые неисправности, шумы, звуки вызывают необходимость остановки привода и выяснения обстоятельств.
В случае ручного открывания движение створок проводят плавно, без резких рывков. Дистанционное управления используют в области сигнала, не отходят на большое расстояние. Обслуживание и ремонт проводят своевременно.