Чтобы избежать протечек при аварийной разгерметизации канализации, надо установить несколько задвижек и заглушек на трубных отрезках. Они поспособствуют экстренной блокировке потока сточных вод.
Определение и предназначение
Пластиковые задвижки для регулирования и блокировки канализационного потока
Канализационная заглушка представляет собой пластинку либо сферу, которая перекрывает внутреннее сечение трубопровода.
Задвижки – арматурные элементы с запорными клапанами в виде лепестка, клина или ножа для регулирования внутреннего напора либо полной блокировки потока. Устанавливают их в основном при обустройстве канализации на общегородских линиях, стояках между этажами, напорных станциях.
Заглушки защитного и временного типа для магистралей из пластика монтируют для перекрытия линий, которые временно не используются, ревизионных люков. Они похожи на стаканы с гладкой поверхностью и ставятся в отверстия отводов либо тройников. Выход необходимо укомплектовать прокладкой из резины.
Подбирают элементы из материала, который применялся для производства основных труб – полипропилена и ПВХ.
Задвижки с управлением механического типа монтируют на точках подключения отдельных линий. На автономных магистралях регулируемые затворы монтируют на внешних участках перед входом в септик.
Сложные устройства с автозапиранием и регулированием оснащены электрическим приводом и устройствами слежения за силой внутреннего напора. Их применяют, чтобы создать требуемое давление внутри напорной канализационной сети.
Установка запорных элементов для канализационных сетей выполняется планово либо экстренно для полной или частичной блокировки ветки или остановки передвижения твердых фракций.
Классификация задвижек
Задвижка с фланцевым сочленением
По типу крепежа запорная арматура подразделяется на следующие виды:
- задвижки с фланцевым сочленением,
- заглушки под прокладку из резины,
- детали с резьбой,
- сварные заглушки.
Последние используются для постоянного блокирования трубопроводов из металла.
Помимо запорных элементов, монтируемых снаружи труб канализации, применяют сетчатые фильтры, которые пропускают воду и останавливают передвижение по трубопроводу твердых отходов. Чтобы отключить отдельный стояк от общей канализационной магистрали, ставят пневмозаглушки.
В качестве задвижки для наружной и внутренней канализации на пластиковую трубу часто применяют установку обратных клапанов мембранного типа, сделанных из полимеров. Они могут располагаться горизонтально или вертикально. Запирающим элементом служит мембрана с уплотнительной прокладкой из резины, доступ для проведения профилактических работ обеспечивается через смотровой люк.
Шиберные задвижки используются для увеличения либо уменьшения проходимости канализационных труб. Отличие заключается в полной герметичности перекрытия внутренней части магистрали при необходимости. Для канализации такое устройство предпочтительнее, поскольку оно может перекрывать либо ограничивать проток однородной жидкости и разнообразных веществ с твердыми вкраплениями либо газообразных потоков.
Чугунная или стальная канализационная задвижка шиберного типа устанавливается как на металлические, так и на пластиковые трубы.
Особенности конструкции шиберных задвижек
Шиберные задвижки используют для надежного запора канализации: они способны держать большое давление. Тип изделия определяется формой запорной детали, и бывает двух видов. У клиновых конструкций основная запорная деталь, а также седла устройства с уплотнителями клиновидной формы. Выбирая этот тип арматуры, важно учитывать диаметр изделия – он должен совпадать с сечением трубных отрезков.
Достоинство клиновой задвижки состоит в том, что ее можно обслуживать без особо сложных действий. Запорный блок с поступательным или возвратным перемещением под прямым углом к потоку сточных вод перекрывает либо открывает путь для его передвижения. Когда внутренняя часть трубы полностью перекрыта, происходит деформация запорного клина из-за воздействующей нагрузки, что увеличивает герметичность. Однако клиновая арматура не выдерживает интенсивных потоков и может выйти из строя вследствие коррозии.
Большей надежностью обладают шиберные задвижки с одним либо двумя ножами. Их применяют в магистралях большого сечения – от 250 мм, стальных либо чугунных. На предприятиях их оснащают электроприводом или используют пневматические и гидравлические устройства регулировки.
В отличие от клина, нож-шибер имеет острую кромку. Иногда его выполняют в форме гильотины. Такие детали позволяют быстро перекрыть поток даже вязких, содержащих много посторонних включений стоков.
Шиберные вентили для ручного управления бывают двух типов – выдвижные и невыдвижные. К первым причисляют устройства, в которых шпиндель полностью выдвигают из трубопровода наружу для открытия протока. К невыдвижным относятся приборы с оборотным, а также шаровым механизмом.
Критерии выбора
Выбирая запорное устройство, обращают внимание на следующие моменты:
- способ регулировки и управления,
- соответствие рабочей среде в магистрали,
- сечение трубы,
- условия эксплуатации,
- марка производителя.
К примеру, существуют шиберные канализационные задвижки, показывающие отличную эффективность при больших температурах, до 400 градусов, но способные выйти из строя в холодной среде.
Сечение шиберных задвижек бывает разным, от 5 до 220 см, и зависит от области применения и диаметра труб. Рабочее давление, которое способны выдержать такие устройства, не должно быть больше 60 атмосфер.
Правила монтажа
Первым этапом подготовки к установке задвижки является очистка магистрали. Ее можно проводить вручную (ершиком) либо нагнетанием воздуха, пара или воды. Перед началом работ требуется проверить фланцы. На них не должны присутствовать изгибы, перекосы, царапины, выемки, трещинки и иные дефекты.
Этапы установки шиберной задвижки:
- Проверка расстояния между фланцами, при необходимости раздвижка их в размер, который превышает длину задвижек на сантиметр.
- Установка задвижки между фланцами в комплекте с межфланцевыми прокладками, крепление болтов и шпилек для стяжки.
- Центровка запорного элемента между фланцами.
- Аккуратное изъятие приспособлений, которые применяли для раздвижения фланцев и равномерная затяжка болтов и шпилек.
Монтируют арматуру на прямом участке канализационной магистрали. Следует избегать установки запорных элементов в местах перепадов. Напряжение, способное возникнуть на изгибах, негативно влияет на герметичность соединения, что может привести к протечкам.
Если деталь необходимо демонтировать, предварительно удостоверьтесь, что нож находится в закрытом положении. После этого открутите гайки стяжных болтов и шпилек, достаньте крепежные элементы, раздвиньте фланцы и извлеките запорную арматуру.
Канализационные магистрали и очистные сооружения с большим «стажем работы» требуют реконструкции с установкой современной запорной арматуры. Рациональным решением является монтаж качественных шиберных задвижек. Наличие запорных элементов учитывают и при проектировании новых трубопроводов.