Ленточные фундаменты являются наиболее востребованным и популярным типом опорной системы в индивидуальном строительстве. Эти конструкции отличаются надежностью, практичностью и долговечностью. Однако эти преимущества удастся воплотить в жизнь только при условии соблюдения технологии монтажа на каждом его этапе. Одним из них является армирование. Наиболее ответственными точками являются углы, принимающие на себя максимальные вертикальные нагрузки.
Необходимость армирования углов ленточного фундамента
Самая большая нагрузка приходится на углы ленточного фундамента
Бетон является очень прочным материалом, способным выдерживать большое давление на сжатие. Однако и у него есть свой запас прочности, особенно это касается нагрузок на скручивание и излом. Именно они приходятся на углы ленточных опорных систем.
Необходимость правильного армирования этих участков обусловлено следующими факторами:
- Неравномерность давления на разные стороны основания. Это приводит к возникновению напряжения на стыках. Компенсировать и нейтрализовать их может металлический каркас.
- Сосредоточение линейных нагрузок. Они передаются по монолитной ленте к углам, где достигают значительных величин.
Железный каркас выполняет функцию жесткой и упругой рамы, нейтрализующей оказываемое зданием и грунтом давление на опорную систему.
Схема действий
Способы армирования углов с помощью П-образных хомутов
Достижение прочности углового узла каркаса ленточного фундамента достигается правильным использованием уже имеющихся и проверенных практикой технологий.
Существуют такие способы углового соединения арматуры:
- Внахлест. Производится сгибание свободных концов внешней и внутренних горизонтальных прутов и завод их внахлест на противоположные по ориентации линии. Дополнительная прочность обеспечивается перемычками.
- Хомутами Г-образной формы. Здесь также осуществляется переход с внешней на внутреннюю продольную арматуру с помощью нахлестового соединения. Полученный узел фиксируется Г-образным фрагментом со стороной 50-80 см.
- Хомут П-образной формы. Внутренние и внешние линии сгибаются в П-образные контуры, которые замыкаются вертикальными и горизонтальными фрагментами. Считается наиболее прочным и надежным узлом.
- Тупой угол. Такие соединения не несут высокой нагрузки, но тоже требуют внимания. Соединение осуществляется путем перехода внешних и внешних прутов на противоположные стороны с нахлестом от 50 см. При этом вертикальные и горизонтальные перемычки ставятся в 2 раза чаще.
При создании вертикальной и замкнутой монолитной плиты рекомендуется использовать одну технологию для вязки арматуры углов. Это позволит создать равный запас прочности по всему фундаменту. Даже если лента заливается на ростверк, эти участки все равно остаются критическими в плане нагрузки.
Правильная вязка и усиление углов
Сварку использовать нельзя. Вместо нее применяют проволоку для соединения арматуры
Соединение прутов целесообразно осуществлять с помощью обжима прутов с помощью проволоки или пластиковых стяжек. Использование сварки не рекомендуется по двум причинам. Первая заключается в том, что после сильного нагревания металл становится гибким и хрупким. Второй минус — под окалиной развивается ржавчина, которая со временем разрушает соединение.
Для вязки нужно использовать проволоку толщиной 1-1,3 мм в рулонах или обоймах из готовых хомутов. Скручивать проволоку можно плоскогубцами, ручным крючком или полуавтоматическим аккумуляторным пистолетом. Пластиковыми стяжками работать проще и быстрее, но этот вариант не отличается должной прочностью и дорого стоит.
Сгибание угловых фрагментов следует проводить без предварительного нагревания арматуры, используя станок или тиски. После проведения соединений устанавливаются распорки на боковых и нижних фрагментах каркаса. Оптимальным вариантом являются звездочки, которые закрепляются без клея и сварки. Бетон тяжелый и вязкий, а жесткая фиксация армирующей конструкции не позволит ей сдвигаться в стороны при заливке раствора.
При монтаже каркаса нужно выдерживать расстояние не только между внутренними и внешними линиями. Вертикальные перемычки должны устанавливаться с шагом 40-80 см, а в углах — 20-40 см друг от друга. Основные пруты выбираются диаметром 10-16 см, а вспомогательные — 6-10 мм. Целесообразно выбирать арматуру с рифленой поверхностью, которая обеспечивает лучшее сцепление с вязальной проволокой и бетоном. Следует обращать внимание на маркировку металла. «С» означает, что его можно сваривать, а «К» — что он устойчив к коррозии.
Армирование примыканий
Схема армирования углов ленточного фундамента аналогична способам, которые применяются при соединении прутов в острых, прямых и тупых углах.
В местах примыканий внутренних фрагментов к периметру фундамента используются такие методы стыковки:
- внахлест,
- Г-образными хомутами,
- П-образными хомутами.
Соединение проводится аналогично угловым соединениям, только все действия выполняются дважды, в зеркальной ориентации. Дополнительно места стыков усиливаются продольными фрагментами, проходящими по внутренним и внешним прутам.
Типичные ошибки и полезные советы
Сварка арматуры встык приводит к появлению ржавчины
Основные ошибки, чаще всего встречающиеся при армировании ленточной опорной системы:
- работа без чертежа и предварительных расчетов, что приводит к возникновению трудностей при сборке и нарушениям ее технологии,
- армирование угловых зон с вязкой стержней продольных прутов под прямыми углами,
- монтаж гнутых элементов без анкеровки,
- соединение арматуры сваркой встык, что является крайне ненадежным вариантом,
- вязка перекрестий без применения сгибов и нахлестов,
- использование сварки для металла, который для этого не предназначен,
- применение в качестве подставок и распорок железных деталей или материалов, которые впитывают влагу — это приводит к поражению каркаса ржавчиной,
- армирование фундамента прутами сомнительного происхождения или не имеющими недостаточный запас прочности,
- проведение сборки из металла покрытого ржавчиной и не прошедшего предварительной обработки от коррозии,
- забивание вертикальных элементов каркаса в землю сквозь дренаж и гидроизоляцию.
Ошибки армирования являются причинами появления трещин в углах основания, дорогостоящего ремонта, перекосов и возможного обрушения строения.