В квартиры многоэтажных зданий либо частные дома, подключенные к центральной системе, влага поступает по трубопроводам из природных источников. Качество воды в реках и озерах, а также артезианских скважинах, обязано соответствовать санитарным нормативам. Это касается и инженерно-технических сооружений, водопроводных магистралей и станций очистки. Примеси в сточных водах не должны превышать показателей, установленных СанПиН, и перед сбросом в природную среду подлежат очистке. Все эти моменты прописаны в ФЗ №416 «О водоснабжении и водоотведении». Также законодательством регулируются взаимоотношения между потребителями и организациями-поставщиками.
Что регламентирует ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»
Нормативный акт Государственная дума приняла еще в 2011 году. Но федеральный закон является действующим и по нынешний день. В него, для соответствия современным реалиям, вносятся поправки и изменения. Документ регламентирует все взаимоотношения в сфере подачи питьевой воды и отвода канализационных стоков.
Основные моменты, которые подлежат законодательному регулированию:
- Качество и безопасность влаги, поставляемой потребителям с помощью сетей холодного и горячего водоснабжения, включая подачу воды по открытой схеме из источников теплоснабжения. Это необходимо для создания благоприятной санитарно-эпидемической обстановки на территории страны.
- Безопасность хозфекальных и промышленных стоков, которые сливают в водные объекты.
- Правила поставки горячей воды и обеспечение ее качества.
- Коммерческий учет питьевой влаги и стоков, то есть определение объемов поставленной и полученной за определенное время воды с использованием счетчиков или расчетным методом.
Под качеством и безопасностью подразумевается комплекс характеристик воды, включающий физико-химические, биологические, органолептические показатели, в том числе температурные свойства.
Нюансы снабжения водой военных и оборонных объектов устанавливаются дополнительными постановлениями правительства РФ.
Основные положения
Нормативно-правовой акт призван подтвердить правительственную политику в отношении водообеспечения населения и сохранения экологического баланса при приеме стоков. Основные понятия, раскрываемые в законе:
- охрана здоровья россиян благодаря защите качества подаваемой влаги,
- повышение экономической и энергетической эффективности водопроводных и канализационных сетей,
- качественная очистка стоков,
- разработка новых технологических решений и внедрение современных устройств,
- доступность получения и отвода жидкостей.
Закон регламентирует формы и способы управления системами водоснабжения и водоотведения, а также отношения между поставщиками и потребителями.
Документ подтверждает гарантии государства населению. К ним относится:
- обеспечение потребителей холодной и горячей водой, возможностью отвода фекальных стоков,
- доступность водоподающих ресурсов для всех граждан,
- наладка эффективной работы центральной сети, поставляющей горячую и холодную воду, а также сточных систем,
- привлечение инвестиций в отрасль,
- прозрачность работы организаций, занимающихся поставками и отводом воды.
Учитываются и экономические факторы, а также особенности контроля качества и обследования сточных вод перед сбросом в природные источники или грунт.
Последние изменения
Редакция нормативного акта проводится ежегодно в соответствии с переменами в обществе, экономическими изменениями и развитием инновационных технологий. Поправки корректируют звучание пунктов статей и добавляют дополнительные нюансы. Часть изменений, внесенных за последние три года, будет интересна потребителям услуг:
- В часть 19 статьи 41.1 внесен дополнительный пункт. Он регламентирует расходы арендатором, возмещение которых возможно за счет государственного бюджета.
- В пункте 15 статьи 2 говорится, что к организациям, занимающимся поставкой и принятием воды от потребителей, могут относиться и индивидуальные предприниматели.
- В части 2 статьи 41.2 указывается, что долги перед хозяйствующей организацией абонент должен оплатить до истечения срока договора аренды.
Интересное изменение появилось в части 4 статьи 35 нормативного акта. Оно регламентирует правила проверки организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение. Внесение проверочных мероприятий в ежегодный план возможно, если истек срок даты предыдущих проверок.
Самые последние дополнения вступили в силу с начала 2019 года. Полностью заменена глава 5, темой которой была охрана окружающей среды в сфере водоснабжения. Вместо нее создана глава 5(1), регламентирующая регулировку сбрасывания стоков в центральные канализационные системы. Она ужесточает контроль над загрязнениями, поступающими из хозбытовых и промышленных канализаций.
Согласно новой главе, с абонентов сняли обязанность по разработке и согласованию норм допустимых сбросов. Теперь этим должны заниматься органы местного самоуправления городов и поселков, где проложены водоснабжающие и канализационные сети. При этом они учитывают все требования, которые прописаны в Водном кодексе, нормативных актах, регулирующих санитарно-эпидемиологическую ситуацию в стране и охрану окружающей среды.
Абоненты обязаны составлять план мероприятий по понижению объемов стоков, если они превысили нормативы дважды и более или допустили единственный сброс, но в троекратном размере. Утверждать этот план придется в местных комитетах по природопользованию и экобезопасности.
В этой же части ФЗ абонентам указывается необходимость:
- возводить и модернизировать ЛОС либо арендовать у хозяйствующих организаций,
- создавать системы оборотного снабжения водой,
- внедрять современные производственные технологии, улучшать качество услуг, проводить регулярные работы по снижению объемов загрязнителей в сточных водах.
Изменились наказания нарушителям нормативов сточных вод. Если они будут превышены дважды или более раз в течение года, или показатели загрязнений окажутся выше нормы, такие нарушения считаются грубыми. Абонента накажут на круглую сумму. Плата за превышение нормативов и штрафные санкции будут зависеть от класса отходов.
Законодательные нюансы, важные для потребителей воды
Некоторые статьи не изменились с момента принятия закона. Однако перелистать их стоит тем, кто заинтересован получать качественную воду и экономить на коммунальных услугах.
В статье 18 часть 13 говорится о том, как оплачивать подключение к централизованной сети. Сумму расходов рассчитывает хозяйствующая организация. В том случае, если абонентом было запрошено большее количество воды или требуется превышение объема стоков, плата за использованную воду рассчитывается индивидуально. Подключение в эту сумму не входит, его оплачивают отдельно. При этом расходы зависят от дистанции до участка подсоединения, допустимых нагрузочных максимумов на водоподводящую сеть.
Статья 20 рассказывает о том, что подлежит коммерческому учету. Оплачивают водные потоки, подающиеся жителям многоэтажных зданий или подключенных к централизованной сети частных домов, а также стоки и их последующее очищение. В оплату входит транспортировка жидкостей по трубам и первичная подготовка для хозбытовых нужд.
Статья 21 описывает моменты, когда хозяйствующая организация имеет право на ограничение, приостановление и полное отключение подачи воды или канализационных сбросов. Статья 22 регламентирует особенности проведения ремонтных работ на различных объектах водоснабжения и водоотведения.
Проблемы обеспечения качества питьевой воды, вывода и очистки канализационных стоков не теряют актуальности. Их эффективное решение говорит о социально-экономическом и технологическом развитии государства, надежности работы жилищно-коммунальных объектов.
Законодательное регулирование водоснабжения и водоотведения необходимо, поскольку деятельность поставщиков услуг в этой сфере несет потенциальную опасность для жизни и здоровья граждан и состояния окружающей среды.